Как исправить если изделие покрытое лаком липнет. Лаки для полимерной глины - хорошие и не очень. Лакировка - последний этап декупажа

Или что отличает работу профессионала.

Новички в декупаже совершают, как правило, очень много ошибок, которых можно избежать.

В большинстве случаев, прочитав первую статью или мастер-класс по декупажу хочется сразу приняться за дело. И только с опытом и практикой приходят мастерство. После первой работы видишь, что что-то не так, но невозможно понять что именно. Чем больше работ мы декорируем, тем красивее и профессиональнее они становятся. Мы читаем статьи, изучаем мастер-классы, практикуемся, совершаем ошибки, исправляем их и тогда приближаемся к идеалу.

В этой теме поговорим о нескольких самых распространенных ошибках.

1. Незагрунтованная поверхность.

Поверхность для декорирования нужно тщательно грунтовать. Это делается для того, чтобы избежать ненужных шероховатостей еще на начальной стадии производства работы.

Рассмотрим два варианта.

Дерево. Как подготовить деревянную поверхность?

Для начала шкурим. Я шкурю на два раза шкуркой #180 или #250.

Если есть сучки, дырочки или другие неровности, их нужно обязательно заделать шпатлевкой по дереву. После того как шпатлевка окончательно высохнет её нужно опять пошкурить, но уже мелкой шкуркой #800 или #1000.

Затем покрываем грунтом. Для деревянных поверхностей это может быть грунт фирмы Таир или Сонет. Для холста или дерева. А можно приготовить грунт самим. Для этого нужно смешать клей ПВА, белую акриловую краску и воду в пропорции 1:1:3. Если на ваш взгляд поверхность неровная, то её нужно после грунтовки и высыхания пошкурить и загрунтовать на второй раз.

Гладкая загрунтованная поверхность смотрится лучше и салфетка ложится ровнее.

Стекло. Как подготовить?

На самом деле для стекла, металла и пластика подготовка одинакова. Те материалы, которые используются для одного или специально произведены для одного, могут использоваться и для другого.

Так для начала стекло нужно обязательно обезжирить. Это может быть простое моющее средство с кухни, а может быть и спирт или строительный Уайт-спирит. Далее нужно использовать специальный грунт. Например,Tikkurila Otex или грунт Кудо илиавтомобильный грунт. Автомобильный прозрачный грунт встречается довольно редко, зато тонированный есть почти на всех рынках. Поэтому при прямом декупаже поверхности он вполне подойдёт. Например, при декупаже бутылок шампанского или при прямом декупаже тарелки.

А вот при обратном декупаже нам нужен конечно же только прозрачный грунт. При этом новичкам лучше использовать аэрозольный. Он ровнее ложится и не течет.

Не беда если у Вас нет грунта для стекла. Поверхность можно пошкурить. И тогда акриловая краска лучше к ней прицепится. Но нужно помнить, что лучше все же использовать грунт. Так надёжнее.

2. Салфетка приклеена на яркий фон.

При декупаже с помощью салфетки, её нужно приклеивать только на белый фон. Тогда салфетка не потеряет свою яркость. Если же вы приклеите салфетку на цветной фон или однотонный яркий (желтый, белый, красный), она потеряет свою контрастность и красоту, и вы просто испортите свою работу.

Не будем говорить о том, что салфетку нужно приклеивать без складок. Это оговаривается на всех мастер-классах. Способ приклеивания салфетки тоже очень много. Это отдельная тема для разговора.

В этой работе я, пожалуй, совершила все самые распространённые ошибки. Работа, мне конечно нравится или лучше сказать у мен к ней "особенные" чувства, она ведь первая. Но, полажа руку "на сердце", надо сказать сделана она совсем непрофессионально.

Плохо загрунтованная поверхность. Салфетка приклеена на яркий фон. И лак, незашкуренный и неровный. В общем, все самые распространенные ошибки.

3. Подрисовка сразу на салфетку.

После того как салфетка приклеена, нам необходима подрисовка. И вот тут мы снова совершаем ошибку. Перед подрисовкой нашу ровненько приклеенную салфетку нужно покрыть лаком. Лучше двумя слоями. Тогда в случае совершения погрешности в подрисовке их можно будет легко исправить. Просто стереть, даже смыть водой. И ваша салфетка при этом не повредится.

4. После покрытия лаком (см. п 3) края салфетки желательно ошкурить(но только очень аккуратно!) мелкой шкуркой. Тогда края будут сглажены и их будет менее заметно. И в итоге финишных покрытий лаком нам потребуется меньше.

6. При обратном декупаже приклеенную салфетку после лака, обязательно надо покрыть белой акриловой краской. Подчеркнуть её яркость и красоту, иначе на цветном фоне она потеряется.

7. Слишком яркая подрисовка. Подрисовку нужно делать очень аккуратно. Не брать яркие краски. Лучше пастельные тона. Нужно подобрать максимально приближенный цвет к мотиву и постепенно делать к краям светлее или темнее, при этом тщательно растушевывать.

8. Мало финишного лака. Финишным (конечным) лаком работы нужно покрывать до тех пор, пока она не станет совсем ровной. Для этого нужно покрыть тремя слоями лака, потом ошкурить, потом опять покрываем тремя слоями и опять шкурим и так пока работа не станет ровной идеально. На ощупь и на свет. Такая работа смотрится законченно и профессионально.

Иногда количество слоев лака может доходить до 100.

Конечно этот метод не подходит для объемный элементов. Когда например, используется шпатлевка и трафарет, когда мы хотим получить особенные объемные элементы.

Подри совка фона в декупаже

Самым начальным этапом, как всегда, берём заготовку, хорошо грунтуем и покрываем белой акриловой краской. Приклеиваем салфетку.

Присматриваемся какие цвета на нашей салфетке преобладают. На данном этапе нам не нужно получать максимально похожий по тону цвет. Смешиваю серый с белым и тонирую верхний фон (там где потемнее) этим цветом.

Нижний фон смешиваю посветлее.

Вообще у меня на салфетке серый тон с легким оттенком жёлтого, поэтому я добавляю этот цвет.

Вот как у меня получилось затонировать.

Далее добавляю в мои имеющиеся краски белую и ярко оранжевую, чтобы получить цвет стола. Остальные цвета тоже пытаюсь подобрать максимально точно. Рисую его продолжение. Необходимо учитывать переспективу и тени. Т.е. вблизи предметы крупнее - соответственно наш стол выглядит слегка как трапеция. Это не должно бросаться в глаза, иначе выглядит неестественно. К теням просто нужно присмотреться - на салфетке они уже есть. Добавляем тени на наш мотив.

Мне нравится техника рисования в живописи когда видно мазки. Поэтому при подрисовке я этого придерживаюсь, когда это возможно.

Вот что у меня получилось.

Лакировка - последний этап декупажа.

Этот последний этап в декупаже едва ли является не самым важным. От него зависит не только внешний вид вашей работы, но и возможность её дальнейшей эксплуатации. В некоторых случаях это крайне важно: когда дело касается, например, чайных домиков, шкатулок или блокнотов. Ведь согласитесь, эти предметы должны быть устойчивыми к истиранию.

Когда мы только узнаём про декупаж, руки так и "чешутся" скорее попробовать и мы торопимся закупить материалы. В большинстве случаев, начинающие рукодельницы приобретают материалы подешевле. И это тоже правильно. Ведь, мы не знаем заранее понравится ли нам вообще эта техника. А уж чем дальше... В общем, дальше нас ограничивает лишь наша фантазия. Хочется испробовать разные техники, возможности нанесения, специфические особенности разных производителей, но при этом появляются любимые фирмы и составы, которым мы остаёмся неизменны.

Зачем лакировать изделие?

При декупаже мы в первую очередь лакируем изделия для придания им законченного вида. Этим мы скрываем все неровности. При этом количество слоёв лака может доходить до 50-60. Между этим необходимо ошкуривать поверхность. Если ваша работа сделана очень качественно и нет складок, если вы используете слафетки, вам достаточно покрыть раза 3. После первого слоя желательно ошкурить и все. Это применимо скорее к опытным декупажницам. Если вы только начинаете заниматься этой техникой, то лакировка - это ваша возможность исправить недостатки в работе.

Ну и конечно - защита. Мы защищаем нашу поверхность от истираний и царапин. Конечно, для деревянных заготовок производители, обычно используют стойкие виды деревьев и цельные части, чтобы они не рассыхались и не меняли форму. Но если вы используете заготовку из прессованного картона или ДВП, акриловые краски могут поменять цвета, выгореть на солнце или если попадёт влага, работа вообще рассохнет.

Краткая справка о лаке.

Лак — жидкость, способная давать прозрачную, блестящую плёнку после высыхания в тонком слое.

Лаки представляют собой растворы твёрдых веществ в жидкостях, способных или испаряться, или высыхать; твёрдые вещества — различные смолы, а жидкостями-растворителями служат этиловый (винный) и метиловый (древесный) спирты, эфирные и растительные высыхающие масла. Смоляной раствор, наложенный на лакируемую поверхность, высыхает, оставляя тонкую, прозрачную и блестящую плёнку (в практике называемую лакировкой), свойства и качества которой определяют достоинства взятого лака.

На иностранных языках слова фр. laque, нем. lасk означают краску, получаемую осаждением органических красочных пигментов металлическими солями. Такие краски по-русски называются баканами, а русское слово «лак», как обозначение жидкости с указанными выше свойствами, в западной Европе переводится словами англ. varnish, Firniss, фр. vernis. Вытяжка из Викепидии.

Лаки для декупажа делятся на два вида:

  • Финишный лак - так называют лак, которым покрывают при окончании работы над изделием.
  • Кракелюрный лак - лак для придания изделиям декоративного вида, в большинсте случаев для состаривания.

Производителей как тех, так и других лаков очень много. Как правило, в одной линейке определённого производителя есть как финишные лаки, они могут быть глянцевые и матовые, так лаки и для кракелюра. Иногда, при использовании кракелюрных лаков финишным может служить первый шаг кракелюра. При этом важно правильно применять его.

Если вас интересуют кракелюрные лаки, то отдельным фирмам и их особенностям посвящены отдельные статьи на нашем сайте. О финишных лаках мы поговорим в этой статье далее.

Для экономии средств вы можете использовать строительные лаки. Про сравнение цен со специальным лаком для декупажа даже говорить нечего. Разница колоссальная. Объем больше. Но никто вам не гарантирует долговечность вашего изделия. А еще такой лак может сильно липнуть.

Для того, чтобы получить гарантию к лаку, вам нужно покупать специальные лаки для декупажа. Они дают прочную устойчивую к истиранию и царапинам плёнку. Еще одна важная их особенность - они ложатся на поверхность очень равномерно, без разводов и потёков. И при относительной их дороговизне, вы экономите своё время и силы, не тратив их на бесконечное количество слоёв.

Но и в этом случае есть свои минусы. Иногда даже один производитель изменяет своему качеству, что-то меняя в составе. Как говорится, всё познается методом проб и ошибок.

Опытные рукодельницы, выбирают лучшее при соотношении цена-качество. Так, они могут использовать специальные строительные лаки, только гарантированных фирм, в основном производства Германии и др. стран Европы. Ведь они отвечают за своё качество, при правильном применении лака.

Какие проблемы бывают с лаком?

1. Лак желтит. Это значит, что лак на основе патины. Это нужно учитывать, ведь иногда для придания старинного вида это пойдет только на руку. Но если мы хотим сохранить белый цвет изделия, это испортит работу.

2. Лак скатывается. Такое может произойти, если вы применяете разные лаки. Один на водной основе, а другой на водяной. Часто такие сочетания лаков используются для получения кракелюра. Только один слой необходимо высушить, а потом наносить второй. В противном случае второй водяной слой просто скатается на первом или получатся пробелы, работу можно считать испорченной.

3. Лак липнет. Сколько не сушили и времени вроде бы много прошло, но лак не перестаёт липнуть.

Причин для этого может быть несколько:

  • Самая распространенная это некачественный лак. Как правило это строительные лаки недорогих фирм-производителей.
  • Еще одной причиной может служить целевое назначение лака. Например, если покрыть лаком для дерева пластиковую поверхность, то он скорее всего будет липнуть.
  • Возможно так же, вы плохо ошкурили поверхность. Плохо ошкуренная поверхность, в редких случаях липнет. Нужно хорошо ошкурить и покрыть еще одним слоем. Такое случается крайне редко.
  • Хорошо мешайте лак со дна, прежде чем использовать его. Это тоже может сослужить вам горькую службу. Впоследствии лак может липнуть.

Из строительных лаков, которые пользуются популярностью у опытных декупажниц можно посоветовать лак Варатан, Тикурилла Паркетти-Ясся, Синтеко, Тикурилла Кива. По мнению абсолютного большинства рукодельниц они никогда не желтеют и не липнут, сохнут очень быстро. Да, они стоят дороже, чем другие строительные лак, но намного дешевле, если сравнивать один объем с лаками для декупажа. Отех идеально подходит как в качестве грунта, так и в качестве финишного покрытия.

Ошибки при нанесении финишного лака Нанесение защитного лакового покрытия является не менее ответственным этапом декорирования, чем подготовка поверхности, декупаж или акриловая роспись. Прежде всего акриловый лак наносится с целью защиты готовой работы от внешних воздействий, что крайне важно при дальнейшем использовании изделия. Многие начинающие декораторы пренебрегают данным этапом и с сожалением наблюдают, как результат их кропотливой работы вскоре теряет привлекательный внешний вид. Именно благодаря длительному процессу многослойной лакировки работе придаётся "фабричный" вид. Например, мастера декупажа наносят на задекорированное изделие около 50 слоёв лака, добиваясь идеально гладкой поверхности. Процесс нанесения финишного покрытия требует аккуратности и строгого соблюдения рекомендаций. Зная секреты работы с защитным лаком можно избежать ошибок, которые допускают новички. Итак, рассмотрим наиболее распространённые проблемы, возникающие при лакировке. 1. Липкая поверхность - Как правило, липкая поверхность после высыхания лака образуется по причине не соблюдения рекомендаций по обязательной промежуточной сушке между слоями. Перед нанесением каждого нового слоя необходимо убедиться, что лаковое покрытие полностью высохло. Часто потеря глянца происходит от нанесения новых слоев лака на недостаточно просушенные предыдущие. - При выборе лака следует обратить внимание на его назначение- не стоит применять лак по дереву для покрытия стеклянных поверхностей. Перед нанесением на готовую работу следует нанести лак сначала на образец и протестировать его свойства. - Чтобы избежать возможных неблагоприятных последствий после использования строительных лаков рекомендуется применять специальные защитные лаки Decola, предназначенные для декоративных работ. 2. Пузырьки воздуха на поверхности Чтобы предотвратить образование пузырьков воздуха банку с лаком нельзя трясти. Перед нанесением лака его необходимо обязательно аккуратно и без резких движений перемешать палочкой. Если пузырьки всё же появились, то нужно сразу подуть на них после нанесения. 3. На поверхности появилась желтизна В этом случае снова имеет место некорректный выбор лака по назначению. Строительные лаки часто дают желтизну и именно поэтому всегда лучше убедиться в результате на образце до использования лака на готовом изделии. Если требуется прозрачное покрытие, без желтизны, то не стоит выбирать лаки на масляной основе, которые специально применяются для состаривания изделий и вызывают желтизну покрытия. Универсальные защитные лаки Decola на акриловой основе дают прозрачное покрытие, придавая работе глянцевый/матовый эффект или эффект мерцающих блёсток. 4. Лак скатывается или отслаивается Защитный лак может отслаиваться из-за плохо просушенных слоёв краски, грунтовки или промежуточных слоёв лака. Между слоями образуется влага, которая и вызывает отслоение лака. Основной причиной скатывания лакового покрытия является использование разных видов лаков. 5. Лак продавливается Если после высыхания лака Вы обнаружили, что от надавливания ногтем остается след на поверхности, то это говорит о недостаточно длительном времени просушки слоёв, что в итоге приводит к отслаиванию лака. 6. Следы кисти или поролона на поверхности - Нежелательные полосы и отпечатки на поверхности образуются после нанесения густого лака. - Для качественного нанесения лака подходит только мелкозернистый поролон, т.к. именно такая фактура позволяет равномерно нанести лаковое покрытие и избежать отслаивания. При нанесении лака поролоном на него нельзя нажимать, иначе появятся пузырьки воздуха. Немного лака наливается на изделие и лёгкими движениями без нажима разносится по всей поверхности. - Вне зависимости от выбор инструмента для нанесения лака опытные мастера рекомендуют шлифовать и полировать изделие с помощью стального волокна (металлической шерсти). Cледует учитывать, что при обработке металлической шерстью получается глубокий матовый эффект даже при использовании глянцевого лака. Поэтому для финишной шлифовки при желании получить глянцевую поверхность следует применять материалы без металлических элементов.

Размещаем здесь информацию о лаках - известных и нет, хорошо себя зарекомендовавших, а также о неудачных покупках, чтобы не наступать на одни и те же грабли.
Желательно с фотографиями, ну или, по крайней мере, с точным названием, по возможности указываем место покупки.

Лаки

Для защиты изделий из полимерного пластика от внешней среды желательно покрывать их лаком. К тому же у работ, покрытых лаком, появляется дополнительная глубина цвета.
К сожалению, не каждый лак может быть использован для покрытия, некоторые просто не сохнут на пластике, другие хоть и сохнут, но начинают липнуть через некоторое время.

Какие лаки не стоит использовать?
1. Обычные лаки для ногтей - у них совсем другая формула и они могут начать липнуть через какое-то время.
2. Лаки для волос - они не водостойкие, кроме того, на них любит оседать пыль.
3. Акриловые лаки для рукоделия и универсальные, которые продаются в канцтоварах и рукодельных магазинах - именно они частенько не сохнут на пластике. Типичный пример - Hobby-Line.

Какие же лаки гарантированно подходят для полимерного пластика?
1. Специализированные, от производителей полимерных пластиков
от производителя Sculpey на водной основе (слева глянцевый, справа - матовый)
на фотохостинг → на фотохостинг →
от производителя Fimo на водной основе (слева) и на минеральной основе (в центре и справа)

2. Акриловое покрытие для деревянных полов на водной основе. Часто на банках еще пишут "полиуретаново-акриловое".
Пример - Varathane (Варатан) Crystal Clear Waterborne - покрытие на водной основе для обработки пола, прозрачное, без желтизны, устойчивое, высокопрочное, нетоксичное. Бывает - глянцевое / матовое / полуматовое.

Если нет возможности купить Varathane , можно посмотреть в строительном магазине любое другое аналогичное покрытие для деревянных полов. Главное - обратите внимание, чтобы в составе лака не было латекса - он не дружит с полимерной глиной.

Что делать, если вы все же купили "неправильный" лак, и он начал липнуть?
Можно попробовать запечь изделие в духовке при температуре 110-130 градусов в течении 10-15 минут, если лак был на водной основе.
Если это не помогает и изделие все равно липнет, то нужно стереть слой липнущего лака с помощью ацетона, промыть водой с мылом, просушить и нанести новый слой "правильного" лака.

Некоторые тонкости
Часто можно слышать, что даже и хорошие лаки начинают липнуть, слезать пленочкой или скалываться.
Что могло послужить причиной?
1. Изделие запекалось не достаточное время, пластик не полностью полимеризовался и пластификатор вступил в реакцию с лаком. Для устранения этой причины нужно допечь изделие, можно даже не снимая слой лака (если это лак на водной основе).
2. В пластике было слишком много пластификатора и на поверхности изделия после запекания образовалась тонкая маслянистая пленочка, которая мешает прочному контакту поверхности пластика с лаком. Этим свойством обладает в высшей степени питерская пластика. Что делать? - перед тем как наносить лак, протереть поверхность изделия спиртом или промыть водой с мылом, и обязательно хорошо просушить перед нанесением лака. Кстати, жировая пленочка может появиться и от частого контакта запеченного изделия с руками, особенно, если перед этим вы работали с сырым пластиком.
3. Первый слой лака не был достаточно высушен перед нанесением следующего. Некоторые лаки кажутся сухими уже через 10-15 минут после нанесения, на самом деле, многим лакам требуется для полного высыхания несколько часов.

Вот что еще о лаках писала Tin_Liva :

"Ключевые слова для подходящего пластике лака:
для дерева (внутренних работ) или однокомпонентный паркетный лак (с двумя компонентами повесится можно)
1. на водной основе
2. полиуретановый
3. типа продукт акрила "

"по поводу лака для пластики. я сначала конечно купила специальный лак для Фимо, производства Фабер на водной основе, но он меня сильно разочаровал. лак слезает даже если только старательно носить буси, а уж если с ними идти в душ.... потом искала в интернете совети чем и как покривать пластику. Запад пластикой занимается уже лет двадцать как минимум и успели попрактиковатся в этом деле. они советуют покрывать пластику лаком (даже не лаком а финишним покрытием) для дерева, полиуретановым на водной основе. ибо другие растворители может плохо химически реагировать с пластикой. т.е. неподходит ацетон, нитролак, лак для ногтей (кроме акрилового, но он жутко дорогой)
Все рекомендует Varathane - полиуретановий финиш на водной базе(не лак, полировка или воск для пола), который работает очень хорошо с деревом, бумагой, тканью, и тд, включая глину полимера! Этот акриловый продукт оказался совместимым с марками пластики,включая Скалпи, Премо, ФИМО, Цернит и другие. кстати его можно купить в Москве в базе Арлума. продается с глянцевым, матовым и полуматовым блеском. ето самый лучший лак. мне пришлось заказать из Америки
но в принципе можно покупать любой лак для дерева если он 1. полиуретановый 2. на водноий основе 3. с фильтром ултрафиолетових лучей чтоби не желтел. таких не мало, но как правило их продают в немаленьких баночках однако ми покупали шведский лак Synteko (parketniy) и скидывались на банку и потом разливали по баночкам поменше.
сам лак на вид как вода с молоком, с легким запахом, но когда высыхает становится прозрачным. лучше изделие сразу в воду небросать пару недель, потом можно с ним хоть в море плавать, лак не слезает
вот линки про Varathane на русском.

Многие мастера сталкиваются с досадной неприятностью: по истечении приличного срока времени лак, нанесенный на изделия, продолжает оставаться липким. Кажется, что нет спасения, и сделанная с любовью вещица оказалась безнадежно загубленной. Что же можно сделать с липнущей полимерной глиной?

Что делать, если липнет лак

Однозначно сказать, что именно явилось причиной сложившейся ситуации, нелегко. Вот несколько наиболее вероятных предпосылок:

  1. неподходящий лак, вступающий в реакцию с материалом изделия;
  2. недостаточно хорошо проведенное шкурение поверхности;
  3. нарушение технологии: к примеру, использование не размешанного лака.

Лепка из полимерной глины (пластики) – что делать, если липнет лак

Особенно капризным материалом является запекаемая . Будучи недостаточно хорошо запеченной, она начинает активно реагировать при контакте с лаком. Одним из проявлений контакта и является липкость. Причем определить это заранее непросто: может показаться, будто бы бусина или какой-либо другой элемент, изготовленный из пластики, успешно прошел необходимую термообработку, но на деле он остался недопеченным. Спасение здесь может быть только одно: придется отправить изделие на повторное запекание. Десяти-пятнадцати минут при 120 градусах окажется достаточным для устранения липкости.

Остальные материалы успешно взаимодействуют почти со всеми лаками, включая даже обычный паркетный. Исключения встречаются крайне редко и, как правило, идут в комплекте с двумя другими причинами. Именно поэтому к нанесению лакокрасочных составов следует относиться как можно более внимательно. Как показывает практика, ошибка на этом этапе может обернуться массой неприятностей, в числе которых и липкость.

Но если неверный шаг уже сделан, лак нанесен и никак не желает засыхать, найдется несколько приемов, позволяющих исправить ситуацию.

Если изготовленная вами вещица является достаточно гладкой, а ее рельеф лишен сколь угодно резких перепадов, можно попробовать удалить липнущее покрытие небольшим кусочком мелкой . Лак на водной основе устраняется еще проще: достаточно добавить в воду немного лимона или уксуса, создав тем самым кислую среду, и погрузить в этот состав изделие. Через несколько часов покрытие потрескается, и снять его не составит труда.

Самый действенный, но и самый рискованный способ избавиться от минерального лака – стереть его с помощью специально предусмотренного для этих целей растворителя. Следует быть осторожным: некоторые материалы портятся от контакта со столь агрессивной химией!

Новый слой лака, нанесенный с учетом всех особенностей технологии, рекомендуется отправить сушиться на открытый воздух. Нелишним окажется, если он там пролежит дольше, чем предлагается на этикетке.

Если и эти меры оказались бессильны, становится очевидным, что виной происходящего явился именно конфликт материала и лака. Придется заменить средство на другое. Перед приобретением нового, для того чтобы выбранный лак не принес новых расстройств, полезным будет почитать тематические форумы, на которых мастера делятся своим опытом.

Хотелось бы отметить еще один достаточно популярный метод, позволяющий избавиться от липкости. Его сторонники предлагают не тратить лишних усилий и просто нанести на изделие еще один слой, но уже другого, гарантированно подходящего лака. Вариант неплохой, однако не лишним будет сначала проверить, как эти два лака реагируют друг на друга.

Как видно, нанесение верхнего покрытия – достаточно сложный и серьезный процесс. Все те, кто относятся к этой процедуре пренебрежительно, считая её финальным штрихом, довершающим композицию, испортить которую он никак не может, жестоко ошибаются. Изделие из полимерной глины должно быть совершенным до мелочей, а потому следует проявиться аккуратность на всех этапах его изготовления.

mob_info