Как запоминать надолго. Как запомнить большой объем информации за короткое время? Что такое память и какой она бывает

Инструкция

Читайте текст, который вам нужно запомнить, вслух. Когда вы читаете про себя, текст запоминается намного хуже. Это происходит потому, что в этом случае задействованы только зрительные органы. Когда вы проговариваете текст вслух, то работают еще и речевые, и слуховые рецепторы. Получается, что вы и читаете, и говорите, и слушаете информацию, которую нужно запомнить.

Представляйте себе то, о чем идет речь. У людей с творческими способностями больше развито образное мышление. Так, если вы будете представлять себе то, о чем читаете, шансов запомнить текст у вас будет значительно больше. К тому же восприятие информации делает процесс самого чтения более эффективным: если вы будете полностью увлечены этим занятием, то вы с меньшей вероятностью будете отвлекаться на мысли.

Возвращайтесь к тем фрагментам текста, которые после прочтения остались непонятыми. Запомнить текст будет значительно труднее, если вы не будете в полной мере понимать, о чем идет речь. К тому же, когда вы перечитываете тот или иной отрывок, он запечатлевается в вашей памяти. Потом для вас не составит труда вспомнить то, о чем шла речь.

Запоминайте возникающие в процессе чтения ассоциации. Часто посторонние мысли мешают при чтении, однако именно они и запомнить текст. Представьте, что вы прочитали тот или иной отрывок. А за этим беспричинно подумали о чем-то, имеющем для вас значение, но абсолютно не связанном с текстом. Когда наступит время воспроизвести материал, просто вспомните, с чем у вас ассоциировалось то или иное , предложение или абзац.

Обратите внимание

Запоминается быстрее, если в информации есть смысл. Перед тем как запоминать, постарайтесь разобраться. Если у вас много информации разделите её на несколько дней, так вы запомните намного лучше. Не надо тратить время на многоразовое запоминание информации сразу, лучше постоянно её повторять.

Полезный совет

Говорить однозначно о методах запоминании текста сложно. Помните, что усвоенная информация особенно быстро забывается сразу после запоминания, затем темп забывания значительно замедляется, поэтому имеет смысл повторить материал спустя несколько часов после запоминания, а затем...

Связанная статья

Источники:

  • как запомнить быстро информацию

Наверное, каждый человек за свою жизнь встречался с проблемой, когда какая-либо важная информация стиралась из памяти. Особенно близка эта проблема студентам и школьникам. Существует несколько способов, которые упрощают запоминание, делают его надежным. Эти способы можно назвать законами памяти.

Инструкция

Закон внимания. Для того чтобы качественно запомнить любой материал, вы должны полностью на нем. Основными факторами, которые негативно влияют на запоминание информации, являются: отвлекающие воздействия (например, шум или радио), усталость, посторонние мысли, спешка или раздражение.

Закон яркости. Наиболее твердо запоминается все необычное и яркое. За день вы можете встретить огромное количество , но к вечеру вы вспомните только тех, которые отличались от других. Поэтому перед запоминанием материала постарайтесь придать ему необычность.

Сочетайте выполнение нескольких домашних заданий, если вам надо либо использовать интернет, либо сходить в библиотеку. Для того, чтобы ускорить процесс выполнения домашних заданий, вы можете при походе в библиотеку брать с собой список тех заданий, при выполнении которых нужна дополнительная литература. Этим вы сэкономите время при дальнейшей над домашними заданиями.

Полезный совет

Экспериментируйте с различными схемами до достижения оптимального результата.

Близится очередная сессия, а вы даже не приступали к ее подготовке? Для многих школьников и студентов время экзаменов ассоциируется с бессонными ночами, когда за несколько дней они пытаются выучить весь материал, пройденный ранее. Конечно, лучше всего прилежно учиться во время семестра и начинать заранее готовиться к зачетам и экзаменам, но мало кто именно так и поступает. Поэтому вопрос: «Как запомнить все билеты ?» волнует очень многих молодых людей.

Инструкция

Просмотрите все билеты и разбейте их на группы. В первую отнесите те вопросы, с которыми вы знакомы, во вторую – которые вы знаете, но не очень хорошо, а в третью – те, которые вам совершенно не знакомы. Начните работать с третьей группой вопросов, постепенно переходя к другим.

Составьте план работы. Не нужно билеты круглые сутки напролет. Эффект от такой зубрежки будет минимальным. Конечно, все люди индивидуальны, но примерный режим дня во время подготовки так: 12 часов вы тратите на изучение материала, 4 часа – на отдых и 8 часов - на сон. Причем имеется в виду, что вы не должны сидеть 12 часов, не отрываясь от книг и конспектов. Чередуйте занятия и отдых. Час позанимались, потом минут 20 отдохните, пойдите, прогуляйтесь, пообщайтесь с друзьями. При таком подходе учебный материал будет усваиваться и запоминаться.

Чтобы хорошо запомнить материал, повторите его несколько раз. Первый раз просто проведите общее ознакомление с ним, затем определите основную идею, содержащуюся в тексте, выявите основные факты и закономерности. И еще раз закрепите изученный материал.

Пересказывайте то, что выучили вслух. Хорошо, если вы найдете себе для этого слушателя, который бы смог поправить вас в нужный момент. Но даже если такого человека нет, все равно проговаривайте на билета. Это поможет вам понять, насколько логичным и стройным выглядит ответ.

Посещайте предэкзаменационные консультации. Во-первых, там вы сможете задать вопросы, в которых сами не смогли разобраться. А во-вторых, возможно, преподаватель даст вам совет, как лучше подготовиться к его экзамену, чему надо уделить больше внимания и т.д.

Не забывайте про сон. Некоторые считают, что они лучше не поспят всю ночь, но зато выучат больше билетов. Это неправильно. Сессия являются стрессом сами по себе, поэтому мозгу просто необходимо иногда давать расслабляться, а сон подходит для этого лучше всего. Да и заучивание билетов на свежую голову будет идти лучше, чем если вы проведете бессонную ночь. В среднем, чтобы мозг и тело отдохнули и восстановили свои физиологические функции, требуется 8 часов, хотя эта цифра может отличаться для разных людей.

Источники:

  • Пора сдачи летних вступительных экзаменов. Как правильно подготовиться к экзамену в 2019

Длинные реплики, монотонный доклад, серьезный экзамен – часто нам приходится запоминать огромные пласты информации дословно или с максимальной точностью. Но память не улучшится сама по себе, если ее регулярно не тренировать.

Вам понадобится

  • - ручка,
  • - бумага.

Инструкция

Не паникуйте, если на запоминание у вас осталось мало времени. Вместо того чтобы бегать из угла в угол и причитать, возьмитесь за дело прямо . Выкроите время на то, чтобы сначала прочесть всю информацию полностью. Постарайтесь уяснить ее в себе, разберите отдельно непонятные вам моменты. Разделите информацию на смысловые части, учите каждую из них, разбив еще на несколько блоков. Помните, что слона нужно есть по частям.

Специалисты Е.Е. Васильева и В.Ю.Васильев в своей книге «Суперпамять, или , чтобы вспомнить?» рекомендуют воспользоваться «картой памяти». Возьмите ручку и бумагу и создайте ее сами. Она должна быть нелинейной и состоять из ассоциаций, пояснений, схем, то есть, должна отображать вашу внутреннюю речь, ваши мысли. Они ведь не произносятся в голове стройными , а представляют собой наложение семантических «кирпичиков», характеризующих особенности .

Работайте над запоминанием материала при отсутствии внешних раздражителей. Отключите на время , телефон, телевизор, музыкальный фон. Так вы усвоите гораздо больше информации . Войдите в процесс заучивания вовлечено, попробуйте заинтересоваться темой хотя бы на какое-то время. Визуализируйте все образы и действия.

Вспомните все, что уже знаете по теме. Так вам будет обрисовать эту базу кружевами из . Если вы «плаваете» в материале, попытайтесь объяснить его своими кому-либо другому, даже если ваш – уютно спящий рядом кот. Если вы можете объяснить получаемую информацию, вам будет значительно легче ее запомнить.

Периодически повторяйте заученный материал. Но не зубрите один и тот же абзац, а вернитесь ко всему смысловому блоку через пару часов. Делайте перерывы не только на еду, но и для того, чтобы несколько минут полностью абстрагироваться от темы. Это наведет порядок в голове и освободит для новой порции материала.

Видео по теме

Источники:

  • «Суперпамять, или как запомнить, чтобы вспомнить?», Е.Е. Васильева, В.Ю.Васильев, 2002

Запомнить какую-либо информацию иногда бывает очень сложно. Тем более, если это необходимо сделать ученику на уроке , ведь в большинстве случаев, дети не считают нужным «засорять» свою память. Но порой, запомнить урок нужно, чтобы успешно сдать в будущем экзамены.

Инструкция

Сконцентрируйте все свое внимание на изучаемом материале. Старайтесь думать только об этом, не отвлекаясь на по парте и вид за . Гоните от себя мысли, не связанные – обо всем остальном вы можете подумать на перемене. Внимательно слушайте учителя. В том случае, если вам что-то становится непонятным, сразу же задавайте вопрос. Таким образом, урок обязательно отложится у вас в памяти.

Законспектируйте материал, разбираемый на уроке . Будет хорошо, если вы запишите план. Так вам будет легче найти необходимую информацию в дальнейшем, чтобы ею воспользоваться. В конспекте сокращайте так, чтобы и спустя некоторое время вам было то, что вы записали. Выделяйте ручкой другого цвета самые тезисы (мысли). Если вам проще запоминать схемы – рисуйте их.

Повторите дома пройденный материал. Только не откладывайте «в долгий ящик», так как этого может не произойти. На следующий день вы получите новые знания, соответственно запоминать нужно будет и их. Поэтому старайтесь повторять на «свежую» голову.

Видео по теме

Обратите внимание

Обязательно запоминайте все то, на чем акцентирует ваше внимание учитель.

Полезный совет

Относитесь к учебе в школе серьезно, чтобы при поступлении в ВУЗ вам не пришлось учить весь материал заново.

Чтение – это один из самых лучших способов учиться, работать и просто проводить время с удовольствием. Не каждый любит чтение, однако остальные читают без принуждения, ведь благодаря книгам мы получаем массу полезной информации. Нежелание человека читать книги и учебники вызвано тем, что он просто не умеет запоминать их. Не стоит отчаиваться, существует специальная методика, с помощью которой вы с легкостью научитесь запоминать даже самые сложные тексты .

Инструкция

Сперва позаботьтесь о том, чтобы изолировать себя от воздействия окружающего мира. Отсутствие отвлекающих факторов и тишина значительно облегчат запоминания информации. Займите удобное вам положение. Желательно лежа на спине, причем ноги должны находиться либо на уровне головы, либо вообще выше ее. Это даст дополнительный приток крови к мозгу, что будет стимулировать его деятельность.

Подготовив себя, можно переходить к самому запоминанию текста. Для начала прочитайте текст, чтобы иметь хоть какое-то представление об его объеме, ключевых местах, содержании. После этого необходимо правильно разбить данный текст на 2-3 блока, каждый из которых не будет лишен смысла в отрыве от остальных частей. Каждый блок состоит из нескольких частей (абзацев), которые в свою очередь делятся на несколько минимальных порций .

Когда вы справились с задачей разбивания текста, можно начинать изучать его. Прочитайте первое , затем постарайтесь мысленно воспроизвести его, далее снова прочитайте предложение, обращая внимание лишь на те части, которые вы не смогли с первого раза запомнить. В зависимости от ваших способностей и объема взятого вам понадобится от 2 до 4 повторений. После этого можно переходить к следующему предложению и повторять процедуру. Запомнив , попробуйте вспомнить их в связке, если ничего не вышло, то снова обращайтесь к самому тексту. Продолжайте в таком порядке до того момента, пока не выучите весь абзац.

Присоедините новые слова к предметам попарно в хорошо изученном месте. Подготовьте примерно 10 помещений с 10 комнатами, если вам предстоит запомнить очень большой объем информации, например целый . Лекция, которую вы запомните с помощью этого метода, будет храниться в вашей памяти только 3 суток, если вы не повторите процесс контрольного припоминания. На каждую новую лекцию необходимо создавать новый фон. Все зависит от того, какой объем информации необходимо воспринять и на какой период времени вам нужно его запомнить.

Готовиться к тестам ЕГЭ нужно заранее, так как накануне экзаменов лучше отдохнуть и неспешно проверить себя еще раз. Но как правильно организовать работу по подготовке к тестам и как выучить их самостоятельно?

Инструкция

Распределите материал и в соответствии со сложностью вопросов. Начинайте с тех, которые вам хорошо знакомы и не вызывают у вас особенных трудностей. Но повторить их стоит обязательно, так как в любых, даже самых легких для вас вопросах могут оказаться не учтенные вами ранее нюансы. К тому же, вы психологически подготовите себя к освоению более сложного материала.

Прочитайте параграф учебника (или значимую часть художественного текста, если вы готовитесь к ), выделите в нем основные моменты, составьте план, попутно выявляя логические связи между его пунктами. После еще раз прочитайте текст и перескажите его. Не зубрите, так как в этом случае от вас может ускользнуть смысл прочитанного. Используя план художественного текста, напишите .

Старайтесь не отвлекаться в процессе запоминания информации. Внимание не может фокусироваться на одном предмете больше 5 мин. Это и восприятия информации: какой бы интересной она ни была, рано или поздно ваши мысли перейдут на что-то другое. Поэтому каждый раз, когда вы замечаете за собой, что отвлеклись, старайтесь сфокусировать всё свое внимание на говорящем.

Запоминайте свои эмоции и ассоциации, которые возникают в процессе получения информации. Например, в выступлении говорящего вы услышали что-то важное для себя. Это положение вы запомните с большей вероятностью, чем то, которое не вызвало у вас никакой эмоциональной .

Делите всю получаемую информацию на небольшие блоки. В каждом блоке должен заключаться определенный смысл. За один раз рекомендуется запоминать не более 7 частей, т.к. именно это воспринимается мозгом человека лучше всего.

Следите за логикой изложения информации, которую нужно запомнить. Материал воспринимается проще, если одна его часть логически вытекает из другой. Когда вы понимаете связь между различными блоками, то запомнить их будет гораздо проще. Также можно будет восстановить недостающий , если у вас имеются все остальные.

Видео по теме

Изучая иностранный язык, так хочется как можно быстрее овладеть разговорным уровнем. Ведь любому человеку необходимо видеть результат своего труда. Какие же существуют секреты запоминания новых слов?

Вам понадобится

  • - словарь;
  • - бумага;
  • - ручка.

Инструкция

Запоминание слов – достаточно трудное занятие. Это связано с тем, что новое является точной информацией, т.е. запомнить его надо на 100%, т.к. любая модификация вызовет затруднение в общении с иностранцами. Обратите внимание, что зубрежка в данном случае не поможет.

Расположите слова, которые необходимо запомнить, в любом, но только не в алфавитном порядке. Это позволит исключить вытеснение одного запомненного слова, другим, созвучным с ним.

Запомните следующую последовательность заучивания иностранных слов: – произношение – написание. Т.е. сначала вы должны в воображении представить то, что хотите произнести (например, солнце). Затем подобрать к произношению данного слова созвучное ему слово в (например, слова “sun”, созвучное ему – ). В воображении смоделируйте ситуацию, например, солнце едет в санках. Получилась «ключ-фраза». Удерживайте ее в воображении, одновременно зрительно запоминая написание данного слова на изучаемом языке. Именно этот метод помогает в дальнейшем легко вспоминать необходимые слова для употребления их в разговорной и письменной речи.

Чтобы облегчить процесс запоминания, постарайтесь сгруппировать новые слова по определенным темам или ситуациям, в которых возможно их употребление.

Запоминайте эмоции, которые вызывает у вас изучаемое слово. Любые положительные эмоции способны активизировать , настраивая его на «учебную волну». Именно на этом основан метод изучения путем чтения иностранных книг, просмотра фильмов или общения с иностранцами.

Обратите внимание

Верьте в свои силы и никогда не думайте, что научиться свободно говорить на иностранном языке невозможно.

Полезный совет

Старайтесь как можно чаще использовать новые, выученные слова. Повторяйте их, как только увидите в повседневной жизни предметы или действия, их обозначающие.

Экзамен служит проверкой тех знаний, которые вы получили за период обучения. Чаще всего за несколько дней до него выдаются экзаменационные билеты, которые необходимо выучить для успешной сдачи испытания.

Вам понадобится

  • - интернет;
  • - компьютер;
  • - маркеры;
  • - список экзаменационных вопросов.

Инструкция

Просмотрите список всех вопросов. Выделите маркером или цветным карандашом те из них, на которые вы можете ответить без какой-либо подготовки. Если вы посещали занятия, то, всего, такие вопросы будут. Если их нет, не расстраивайтесь, просто учтите, что времени на подготовку уйдет больше.

Посчитайте сколько вопросов вы не знаете вовсе и сколько осталось не отмеченными. Именно это количество билетов вам и предстоит . Билеты, ответить на которые вы можете уже сейчас, просто повторите перед экзаменом.

Определите, количество дней вам понадобится для подготовки. Рассчитать это можно образом: 5-7 билетов на один вечер. Большее количество для восприятия уже будет трудным. Помните, что главное, понимать, о чем идет речь, а не гнаться за количеством.

Подберите материалы для изучения. Выделите на это один день. Создайте , где соберите ответы на все экзаменационные вопросы, которые вы собираетесь . Сохраняйте их последовательность. Очень часто на один билет может логически вытекать из ответа на предыдущий. При поиске материала вы можете воспользоваться интернетом, литературой, учебниками и т.д. Многое зависит от пожеланий преподавателя.

Приступите к чтению найденного материала. Лучше всего сохранять последовательность вопросов. Дело в том, что в одном билете содержится 2 вопроса. Первый из них из первой половины списка, а второй, соответственно, из последней. Поэтому даже если вы не успеете выучить все вопросы, то вероятность того, что вам попадется билет, на который вы не сможете ответить вообще, исключается.

При запоминании старайтесь опираться на образы и , которые возникают у вас в процессе чтения. Это поможет воспроизвести информацию более точно. Перед экзаменом снова просмотрите список экзаменационных вопросов, чтобы убедиться в том, что вы можете ответить на любой из них.

Во время учебы или работы вам может понадобиться выучить текст как можно быстрее. Не стоит зазубривать его без понимания сути, это бесполезно. Отнеситесь к заданию серьезно, и вы получите хороший результат за короткий срок.

Инструкция

Выделите время. Выбирайте предпочтительно отрезок из той половины дня, когда наблюдается работоспособность вашего мозга. Это зависит от того, к какому типу людей вы относитесь: сова или жаворонок. Так называемые совы лучше усваивают новый материал во второй половине дня, ближе к вечеру. Для жаворонков же, напротив, в первой половине дня наиболее продуктивно будет происходить запоминание текст а.

Организуйте вокруг себя необходимое пространство. Вас не должны отвлекать люди и посторонние звуки. Вам важно сконцентрировать свое внимание на поставленной задаче. Если вам невозможно уединиться в отдельной комнате, просто отгородитесь от всех в уголке, отвернувшись к стене.

Прочитайте текст , который вам нужно заучить. Сделайте это медленно, вдумчиво и внимательно. Вам необходимо вникнуть в суть предложений. Определите, о чем они. Можно провести анализ текст а: какие средства и литературные приемы использовал автор для его создания, какое настроение он навевает на вас.

Составьте структуру текст а, опираясь на его ключевые моменты. Это поможет вам составить его план и не упустить ни один из его отрывков. Разделите текст на несколько частей в зависимости от его объема. Разбить его можно, опираясь на содержание или на равные отрывки по размеру.

Запоминайте текст тем способом, который лучше работает для вас. Например, если у вас лучше работает зрительная память, учите его целой страницей, на которой он напечатан. Если ваша слуховая память развита лучше зрительной, прочитайте текст вслух и запишите его на диктофон. Прослушивайте запись небольшими отрывками.

Подбирайте ассоциации к сложным частям текст а. Они помогут вам справиться с отрывками, которые запоминаются сложнее, чем остальные.

Отложите выученный текст до утра следующего дня, а потом повторите его.

Источники:

  • как заучивать текст

Каждый день человек получает невероятное количество информации. Если какая-то ее часть без последствий может быть утеряна, то другая является крайне важной, и ее необходимо запомнить. Чтобы сделать запоминание информации более эффективным, следует осмыслить ее.

Вам понадобится

  • - карандаш

Инструкция

Настройте себя на то, что вам необходимо что-то запомнить. Не вся информация вам нужна, поэтому вы не обращаете на нее внимания и не запоминаете ее. Если же вы дадите мозгу сигнал, что вам нужно заострить внимание на этом тексте, телефонном номере или фразе, то эта информация с большей вероятностью отложится в вашей памяти.

Просмотрите оглавление книги или содержание текста, который вам нужно запомнить. Это позволит вам мысленно сформировать структуру информации. Потом вам будет значительно проще соединять смысловые блоки между собой, если вы будете точно знать, что и за чем следует.

Сформулируйте основные вопросы, ответы на которые вы должны найти в данном материале. Тогда ваше внимание будет заостряться на них, и вы с большей вероятностью запомните необходимую информацию с первого раза.

Внимательно прочитайте текст. Обязательно выделяйте важные места и основные мысли. Такое детальное прочтение оставит в вашей памяти важные элемент информации, уцепившись за которые вы потом сможете воссоздать всю картину. Если вы почувствуете, что отвлеклись, начните чтение с того момента, который помните.

Перескажите текст самому себе или друзьям после прочтения. Объясните трудные для понимания моменты и заострите внимание на важных местах. Если вы поняли, что немного подзабыли материал, через сутки просмотрите его снова.

Откажитесь от механического запоминания, основанного на зрении, слухе и т.д. Оно не рассчитано на долговременную память и уже через 2-3 недели вы не сможете вспомнить, о чем шла речь.

Если вам нужно запомнить телефон или другую последовательность цифр, присвойте каждой из них букву. Проще всего «обозвать» цифры той буквой, на которую они начинаются. Например 0-Н, 1-О, 2-Д и т.д. Перекодируйте телефонный номер в шифр. А затем составьте фразу, каждое следующее слово которой будет начинаться на последующую букву. Исходя из того, что вы сами придумаете предложение, запомнить его и расшифровать будет значительно проще, чем зазубривать безликий ряд цифр.

Видео по теме

Одним из условий успешного обучения является умение запоминать пройденный материал. Для того чтобы не приходилось снова и снова возвращаться к уже изученным темам, следует запомнить и использовать некоторые правила, позволяющие улучшить восприятие информации.

Вам понадобится

  • - учебники;
  • - шпаргалки.

Инструкция

Если вы учащийся школы или студент, для вас существенную роль в освоении изучаемого предмета играют объяснения преподавателя. Очень важно не стесняться задавать вопросы, если вы чего-то не поняли. Боязнь задать вопрос приводит к тому, что часть объяснения оказывается неусвоенной. Если позже не получится разобраться с непонятным моментом самостоятельно, появится пробел в понимании. Поэтому примите за правило тут же переспрашивать, если вам что-то непонятно. Вы не только будете лучше воспринимать материал, но и окажетесь у преподавателей на хорошем счету, так как явно продемонстрируете свой интерес к изучаемому предмету.

Учитесь понимать суть объясняемых вам теорий. Можно просто зазубрить формулу, не понимая ее смысла, в этом случае ни о каком знании говорить не приходится. И наоборот, понимание конкретных процессов, скрывающихся за сухими строчками формул, позволит вам быстро и качественно овладевать материалом. Всегда старайтесь найти практические , позволяющие лучше понять суть объяснения. Например, можно заучить, что скорость равна отношению расстояния ко времени, и механически пользоваться этой формулой. Но если вы наглядно представите, как автомобиль проезжает какое-то расстояние за некоторое время, станет вам абсолютно понятной.

Всегда конспектируйте лекции, при этом старайтесь писать аккуратно и разборчиво. Разделяйте блоки текста пробелами, оставляйте поля, подчеркивайте важные фразы. Структура текста должна быть удобна для восприятия. Важно то, что правильная структуризация текста существенно помогает его усвоению.

Ищите «правильные» учебники, то есть такие, в которых объяснение дается наиболее понятным языком. Есть правило, согласно которому понятно донести материал до читателя может только тот автор, который сам действительно разбирается в вопросе. В качестве примера такого учебника можно привести лекции Ричарда Фейнмана.

Помните, что лучше всего запоминается тот материал, к которому у вас есть интерес. Поэтому старайтесь найти что-то интересное даже в тех темах, которые вас не привлекают. Ищите им практическое применение, этот процесс сам по себе способствует усвоению материала.

Если вам предстоит экзамен, и вы чувствуете, что не готовы к нему, пишите шпаргалки. Это не значит, что вы должны ими пользоваться, но сам процесс их написания существенно облегчает усвоение материала.

Видео по теме

Источники:

  • как лучше запоминаются предметы

Довольно часто необходимость запомнить много информации ставит людей в тупик. Однако, следование ряду простых правил значительно облегчает запоминание информации. Главное - не пытайтесь объять необъятное.

Инструкция

Прежде всего запомните, что выучить колоссальный объем информации за одну ночь практически невозможно. Особенно если ваши конспекты и материалы изначально не в порядке и плохо организованы. Так что постарайтесь в течение года бережно обращаться с учебными материалами и по возможности копировать в память компьютера. Это значительно облегчит вам жизнь перед экзаменами.

Учите материал в тишине. Не оставляйте даже небольшую часть информации на повторение во время ожидания экзамена. Большое количество людей вокруг, спешка, суета и суматоха не позволят вам усвоить информацию.

В процессе изучения информации обязательно делать перерывы. Уставший мозг значительно менее продуктивен, чем отдохнувший. Даже небольшие перерывы от пяти до минут облегчат запоминание информации.

Составьте график изучения и повторения информации. Даже если у вас осталась неделя, продумайте порядок освоения тем. Не сваливайте все на последний день. Но в идеальном случае необходимо повторять старое и изучать новое хотя бы в течение месяца перед экзаменами. Так вы значительно снизите уровень стресса.

Не зацикливайтесь на одном типе заучивании - чтении. Используйте аудиозаписи лекций, записывайте по нескольку раз самые важные формулы, понятия или, к примеру, список неправильных глаголов. У человека есть несколько видов памяти, и лучше всего задействовать все. Не пренебрегайте схемами - они наглядны и хорошо запоминаются, позволяя запомнить информацию в сжатом виде. Именно поэтому рекомендуется сделать шпаргалки. В процессе их составления информация усваивается, и использовать шпаргалки не возникает необходимости.

Обратите внимание

Учите все билеты подряд. Это даст более целостную картину при изучении информации.

Если позволяет время, не пренебрегайте дополнительными материалами.

Полезный совет

Обязательно выспитесь перед экзаменом, так ваш мозг будет работать на полную мощность, и усилия по запоминанию информации не пропадут даром.

Устали от сдачи зачетов и не в состоянии запомнить то, что прочитали вчера вечером? Вы знаете, что знаете это, просто не можете вспомнить в нужный момент. В этой статье вы узнаете, как запоминать все, что нужно. Тут представлены инструкции, основанные на том, каким образом вы учитесь. Информация будет полезна вам независимо от того, хотите ли вы запомнить статьи Конституции или число Пи до 32 цифры после запятой.

Шаги

Слуховая память

    Слушайте. Если вы лучше всего воспринимаете на слух и можете запоминать информацию, которую получаете в устном виде, то вы, вероятно, обладаете слуховой памятью. Вот некоторые характеристики, которые помогут определить, воспринимаете ли вы информацию на слух:

    • Вы в деталях запоминаете все, что слышите на лекциях или в разговорах.
    • У вас богатый словарный запас, вы правильно подбираете слова, вам относительно легко учить новые языки.
    • Вы хороший оратор и можете вести интересные беседы, четко формулируя свои мысли.
    • У вас талант к музыке и способность слышать тон, ритм и отдельные ноты в аккорде или отдельные инструменты в ансамбле.
  1. Сделайте глубокий вдох. Пересмотрите весь объем информации, чтобы знать, что вам предстоит читать. Если он слишком большой, разбейте информацию на разделы.

    Повторение - ключевой фактор. Используйте повторение вслух, чтобы запомнить порядок вещей:

    • Прочтите первый пункт.
    • Расскажите его вслух без шпаргалки.
    • Прочтите первый и второй пункты.
    • Повторяйте вслух оба пункта, пока не сможете рассказать их не подглядывая в шпаргалку.
    • Прочтите первый, второй и третий пункты.
    • Повторяйте все три вслух, пока не запомните.
    • Повторяйте этот процесс, пока не сможете рассказать все три пункта без шпаргалки.
    • Когда вы подойдете к концу списка, повторите его, не читая. Расскажите вслух три раза.
    • Если не можете рассказать все три раза, начните сначала.
  2. Сделайте перерыв. Важно сохранять ум свежим, так что, когда поймете, что вы приблизительно что-то запомнили, сделайте перерыв на 20–30 минут. В течение этого времени делайте то, что вам нравится и не требует усилий (то есть, то, что не требует использования знаний), например, поговорите по телефону или прогуляйтесь по парку. Так вы дадите мозгу отдохнуть и время переместить то, что вы только что выучили в долгосрочную память. Избыточное повторение новых понятий и изучение разных тем может помешать этому процессу перемещения.

    Проверьте то, что вы запомнили. После перерыва проверьте себя еще раз, чтобы понять, до сих пор ли вы все помните. Если вы все сделали правильно, информация, скорее всего, усвоится. Если нет, работайте с разделом, где у вас возникли проблемы. После сделайте еще один короткий перерыв и снова приступайте к делу.

    Послушайте себя. Сначала запишите на диктофон всю информацию, которую нужно запомнить, затем включите себе запись, отправляясь спать. Хотя это не очень хорошо работает при изучении новой, незнакомой информации, повторение во время сна поможет вам запомнить информацию, которой вы уже сознательно овладели.

    • Вы можете приобрести или сделать сами повязку на голову, которая будет придерживать наушники на голове, пока вы спите. Такая повязка часто используется людьми, которые слушают расслабляющую музыку перед сном.
  3. Послушайте других. Если есть возможность и если это разрешено, попробуйте записывать лекции на диктофон. Это поможет заполнить пропуски в конспекте и услышать лекцию снова. Часто достаточно прослушать ее два-три раза, чтобы она запомнилась, не прилагая каких-либо усилий.

    Передвигайтесь. Побродите по комнате, изучая и повторяя про себя информацию. Двигаясь, вы используете оба полушария мозга, и запоминать материал будет намного легче.

Зрительная память

    Посмотрите внимательно. Если вы хорошо запоминаете информацию после пристального изучения ее взглядом, то у вас, вероятно, хорошо развита визуальная память. Визуалам зачастую достаточно увидеть информацию, чтобы понять ее. Вам будет проще воспринимать информацию такими способами:

    • Информацию на картинках, чертежах, схемах или диаграммах намного проще запомнить, чем ту же информацию, преподнесенную в устной форме.
    • Изучая материалы, визуализируйте их, часто смотря вдаль, как будто вы «видите» эту информацию.
    • Создавайте в уме яркие образы при изучении материалов. Например, изучая статьи Конституции, представляйте себя в Государственной думе, присутствующим при утверждении статей.
    • Ваши пространственные представления очень яркие: размеры, формы, материалы, фактуры, углы - охватить это умом вам очень просто.
    • Вы способны «читать» язык тела людей, зная, что они на самом деле думают, даже если говорят совсем другое.
    • Вы заботитесь об обстановке, в которой находитесь, и очень цените эстетику, живопись и другие зрительные произведения искусства.
  1. Сядьте в спокойной обстановке. Найдите место, где нет никаких отвлекающих факторов, ничего такого, что будет бросаться в глаза. Это позволит вам сосредоточиться на том, что вам нужно запомнить. Поэтому никакого телевизора, никаких открытых окон, и никаких часиков в виде кота с бегающими глазами.

    Выделите темы разными цветами. Например, если вы изучаете историю России, то обозначьте все по датам и императорам. Петр I - синим цветом, Николай I - красным, все, что касается Александра II, - оранжевым, Николай II - зеленым и так далее.

    Просмотрите все по каждому цвету отдельно, пишите и переписывайте пункты, пока не запомните все, что нужно. Записывая каждый пункт нужным цветом под заголовком такого же цвета, вы закрепите эту ассоциацию в вашем мозгу, а также это поможет при выполнении следующего пункта.

    Разместите свои записи на видном месте, например, на двери в комнату или на дверце шкафа. Читайте их каждый раз, когда проходите мимо. Выделите информацию по цветам и распределите записи по вертикали, по горизонтали или по времени.

    Часто пишите и переписывайте свои заметки. Когда обращаетесь к своим записям, пересмотрите пункты, перепишите их в новую заметку и замените существующую. Если у вас возникли трудности с одной из заметок, перепишите ее, возьмите старую и разместите в таком месте, где будете видеть ее чаще. Меняйте ее местоположение время от времени.

    Найдите партнера для учебы. Рисуйте графики/диаграммы, выписывайте объяснения, и учите друг друга определениям, чтобы обоим было легче их запомнить.

    Выделите важное. Найдите ключевые слова, наиболее важные для того, что вы пытаетесь выучить, выделите их, запомните, а затем попытайтесь запомнить остальное. Если вы читаете онлайн PDF-файл, то воспользуйтесь функцией выделения ключевых слов. Это поможет вам запомнить их, а также быстро найти нужную информацию при повторном просмотре документа.

    Передвигайтесь. Побродите по комнате, изучая и повторяя для себя информацию. Когда вы двигаетесь, работают оба полушария мозга, и запоминать материал намного легче.

Тактильная/моторная память

    Если вы предпочитаете получать информацию о предметах, прикасаясь к ним, то вы, скорее всего, обладаете тактильной памятью. Вам нравится чувствовать информацию, если это вообще возможно, учась на практике. Вот некоторые особенности людей с тактильной памятью:

    • Вам проще всего учиться, когда вы что-то делаете, - движение, практика, и тактильная помощь делают информацию для вас более реальной.
    • Вы активно жестикулируете, когда разговариваете.
    • Вы помните события по тому, что случилось, а не по тому, что вы слышали, говорили или видели.
    • Вы хороши в рисовании, искусстве, кулинарии, конструировании - в деятельности, которая требует ручного манипулирования объектами.
    • Вы предприимчивы и легки на подъем, вам сложно усидеть на месте в течение длительного времени.
    • Вам не нравится быть стесненным, вы предпочитаете быть там, где можно встать, передвигаться, и сделать перерыв.
    • Вам не нравится сидеть в классе, когда вы можете сделать что-то, что научит вас большему.
  1. Найдите свое место. Вам нужно пространство для перемещения, так что не сидите в своей комнате с закрытой дверью, когда учитесь. Кухонный стол, возможно, будет более подходящим местом для вашего стиля обучения.

    Будьте изобретательны. Притворитесь изучаемым объектом, стараясь сымитировать каждую его деталь. Если вы пытаетесь выучить статьи Конституции, возьмите в руки лист бумаги или, еще лучше, картона. Бумага и картон имеют запах, с которым после у вас будет ассоциироваться выученная информация. Держите листок в руке так, как будто это Конституция, указывайте на каждую фразу и «читайте» ее из «Конституции». Вы задействуете бо́льшую часть чувств - осязание, обоняние, зрение и даже слух, - так что будет гораздо легче все запомнить.

Быстро читаете? Это не так важно, если прочитанное не удается запомнить.

Техниками, которые помогут развить читательскую память, делится автор книги «Прокачай свою память. Как читать и запоминать большие объемы информации» , эксперт в области образования и социологии Рон Фрай.

Главная проверка качества вашего понимания - это то, что вы запомнили из прочитанного материала. Пока вы студент, большая часть вашего чтения связана с , и рано или поздно от вас потребуется извергнуть полученную информацию вовне в том или ином виде - будь то сочинение, тест, курсовая работа, тест с вариантами ответов, тест по системе правда/ложь, итоговое тестирование.

Так что надо не только выполнить свое задание, но и быть уверенным, что вы запомнили то, что прочли.

Наверное, у всех есть такой опыт, когда в самый ответственный момент вы что-то забыли, и именно эта ускользнувшая маленькая деталь оказалась решающей для выставления оценки, балансирующей на грани 5и 4+ (или 4и 3+). Нужный факт был где-то совсем рядом, сидел на краешке вашего сознания, но вы так и не смогли его припомнить.

Память можно улучшить

Вам наверняка известны люди с фотографической (или почти фотографической) памятью. Они знают слова всех песен, записанных за последние четыре года, напоминают вам, что вы сказали им три года назад, и никогда не забывают ничьих дней рождения (или годовщины «дня нашей встречи» или «дня первого поцелуя» и т.д.).

И хотя некоторые люди как будто от природы наделены даром запоминания информации, хорошую память - как и хорошую концентрацию - можно развить. Вы будете контролировать, что оставить в своей голове, а что допустимо и забыть.

Некоторые люди запоминают относительно легко и не имеют сложностей с удержанием больших объемов данных. Другие сетуют на свою дырявую память, которая, кажется, больше теряет, чем сохраняет. Улучшению вашей способности к запоминанию поглощаемой информации может поспособствовать несколько факторов.

  1. Уровень интеллекта, возраст и опыт сказываются на том, насколько хорошо вы запоминаете. Вам нужно определить, как эти факторы влияют на вашу память, и научиться максимизировать отдачу от прикладываемых вами усилий.
  2. Заложить надежный фундамент - очень важно для хорошей памяти. Большая часть процесса обучения - это лишь добавление к тому, что вы уже знаете. Так, например, справиться с органической химией, не изучив основ, будет практически невозможно. Расширяя фундамент базовых знаний, вы улучшите свою способность запоминать новую информацию.
  3. Мотивация - ключевой фактор улучшения вашей памяти. Один мой друг, абсолютный фанат бейсбола, кажется, знает всю бейсбольную статистику с начала времен. Он может выдать вам уровень подготовки и пропущенные мячи практически всех игроков, расписание игр любимой команды на весь сезон... да и других команд тоже!

    И хотя я бы не сказал, что он самый умный парень из всех, что мне доводилось встречать, он, очевидно, любит бейсбол и крайне мотивирован запомнить все, что может, о любимом виде спорта. Наверное, и у вас есть свой интерес. Будь то кино, музыка или спорт - вы заполняете свой мозг огромным количеством информации. Выходит, если вы можете выучить столько об одном предмете, вы способны многое запомнить и о другом - даже о химии. Надо просто научиться себя мотивировать.ƒ

  4. Метод, система или процесс запоминания информации крайне важны для улучшения памяти. Они могут включать вашу мыслительную организацию, хорошие образовательные привычки, мнемонические формулы - средства, которые вы применяете при необходимости что-то вспомнить.
  5. ƒИспользовать выученное незамедлительно - столь же важно для запоминания. Это хорошо - фиксировать в памяти список терминов для их быстрого поиска, однако если вы хотите, чтобы информация задержалась в голове надолго, вы должны способствовать заучиванию, применяя эти знания. Например, можно добавить новое слово в свой повседневный словарь и корректно употреблять его в разговорах.

Изучение иностранных языков для многих людей становится разочаровывающим опытом, если у них нет возможности за пределами класса применять разговорные навыки на практике. Именно поэтому студенты языковых групп часто присоединяются к дискуссионным клубам или учатся за границей - чтобы закрепить запоминание изученного материала, пользуясь своими знаниями.

Почему мы забываем

Элементы, необходимые для развития хорошей памяти, важны также для понимания того, почему мы что-то забываем. Корни плохой памяти кроются, как правило, в одной из этих причин:

  • Нам не удается определить значимость материала.
  • Мы не освоили предшествующий материал.
  • Нам не удается понять, что именно надо запомнить.
  • У нас нет желания запоминать.
  • Мы позволяем апатии и скуке диктовать нам, как учиться.
  • Мы должны сделать учебу привычкой.
  • Мы неорганизованны и неэффективны в вопросах использования учебного времени.
  • Мы не пользуемся полученными знаниями.

Используйте собственные слова, чтобы вкратце передать основные мысли. Применяйте выделение, диаграммы, деревья идей, чтобы выявлять взаимосвязи и модели.

Всех нас каждый день засыпают , бомбят фактами, концепциями и мнениями. Мы способны поглощать некоторую часть этого потока просто потому, что медиа окунают нас в него.

Но для запоминания большего объема данных нам необходимо сделать сознательное усилие. То же самое усилие мы должны направить и на материал, который прочитываем.

Как запоминать?

Вот несколько базовых приемов, которые позволят вам запомнить то, что вы прочли.

  1. Понимание. Вы запомните только то, что поняли. Когда вы улавливаете заключенное в тексте послание, процесс запоминания уже начался. Способ проверить это - перефразировать суть своими словами. Можете ли вы выделить основную мысль? Если вы не поняли того, что было сказано, вам не удастся определить, запоминать это или просто удалить с карты памяти.
  2. Желание. Позвольте повторить: вы помните то, что решили запомнить. Если вы не хотите зафиксировать какую-то информацию или не верите, что сможете это сделать, то вам это и не удастся! Чтобы запомнить материал, вы должны хотеть его запомнить и убедить себя, что все получится.
  3. Зубрежка. Чтобы быть уверенными, что вы запоминаете важные сведения, нужно выйти за пределы простого выполнения задания. Чтобы действительно запомнить то, что вы выучили, вам нужно тщательно заучивать или даже зазубривать данные.

    Это включает предварительное чтение текста, критическое чтение и применение специальных средств повторения материала, которые закрепляют то, что вы должны были выучить.

  4. Систематизация. Случайные мысли и числа запомнить сложнее, чем данные, организованные в систему. Например, какой номер вам будет проще запомнить: 538-6284 или 678-1234?

    После того как вы узнали систему во втором номере, выучить его вам стало намного легче, чем первый. Вам нужно развить способность выделять существующую в тексте структуру и вызывать ее в памяти, когда вы пытаетесь восстановить содержание. Пусть система помогает вам вспоминать, как организована и согласована информация.

  5. Ассоциации. Полезно связывать или ассоциировать то, что вы пытаетесь запомнить, с чем-то уже живущим в вашей памяти. Ментально соединяйте новый материал с существующими знаниями, чтобы новые мысли попадали в вашей голове в определенный контекст.

Методика улучшения запоминания

Каждый раз, приступая к прочтению того, что вам нужно запомнить, используйте этот процесс из шести шагов:

  1. Оцените материал и определите цель . Оцените уровень своего интереса и постарайтесь понять, насколько сложен текст.
  2. Выберите подходящую технику чтения в соответствии с целью вашего чтения.
  3. Определите важные факты. Запоминайте то, что вам нужно. Находите ассоциации, связующие детали, необходимые для запоминания.
  4. Делайте записи. Используйте собственные слова, чтобы вкратце передать основные мысли. Применяйте выделение, диаграммы, деревья идей, чтобы выявлять взаимосвязи и модели. Ваши записи станут важным резервом для вашей памяти. Письменное фиксирование основных моментов в дальнейшем поспособствует улучшению вашей способности запоминать.
  5. Повторяйте. Спросите сами себя о тех вещах, которые вы должны запомнить. Разработайте систему, следуя которой вы будете просматривать записи минимум три раза до того, как от вас потребуется вспомнить и воспроизвести информацию. Первое повторение должно быть вскоре после прочтения материала, второе - через несколько дней, а третье - прямо перед тем, как потребуется отвечать. Этот процесс поможет вам избежать напряженной «последней» ночи накануне экзамена.
  6. Применяйте. Найдите возможность использовать полученные знания. Учебные группы и классные дискуссии - бесценная возможность применить то, чему вы научились.

Зубрежка и мнемоника

Есть несколько специальных техник, которые помогут вам вспомнить необходимое из целого ряда различных фактов. Первая из них - механическая зубрежка , когда вы пытаетесь заучить информацию слово в слово.

Прибегайте к этому методу, только когда вам надо запомнить что-то на относительно короткое время - если у вас контрольная по датам сражений на истории, тест по химии по специальным формулам или словарный диктант на французском.

Когда требуется заучивание, вы должны сделать все, чтобы зафиксировать в памяти точную информацию. Пожалуй, наиболее эффективный способ - повторение. Запишите самое важное на небольших карточках и используйте их в качестве дидактического материала. Вам нужно регулярно проверять себя, чтобы убедиться в отличном знании всех этих данных.

Вторая техника запоминания обширной детальной информации - мнемоника . Она позволяет зафиксировать большие объемы данных, которые могут быть, а могут и не быть логически связаны. Мнемоническая техника бесценна, когда вам надо запомнить не организованные в четкую структуру сведения, сложные темы и множество фактов, складывающихся в цепь событий.

Один из самых простых способов - попытаться запомнить только первые буквы последовательности. Вот откуда в английском языке взялся Roy G. Biv (первые буквы названий цветов в радуге). Для заучивания названий нот на нотном стане применяется фраза Every Good Boy Does Fine, а FACE - для запоминания нот в промежутках.

(Этот способ противоположен Рою и использует слово, чтобы запомнить буквы.) Конечно, не все последовательности получаются такими удачными. Если бы вы попытались запомнить латинские названия знаков зодиака, вы бы столкнулись с Aries, Taurus, Gemini, Cancer, Leo, Virgo, Libra, Scorpio, Sagittarius, Capricorn, Aquarius, Pisces (Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы). Конечно, многие из вас смогли бы сделать из ATGCLVLSSCAP (ОТБРЛДВССКВР) имя, название места или еще чего-нибудь, но я вот не могу...

Одно из решений - составить простое предложение, используя первые буквы из списка, который вы пытаетесь запомнить, в качестве первых букв слов, как в нашем «охотнике», который «желает знать, где сидит фазан». Чтобы запомнить порядок знаков зодиака, заучите фразу «A Tall Giraffe Chewed Leaves Very Low; Some Slow Cows At Play» (Или, например: «Очень толстые барсуки роют лапами деревья в саду Светланы, которая выращивает розы».).

Стоп! Ведь получается такое же количество слов. Почему бы тогда просто не найти способ запомнить сами знаки? Чем второй вариант лучше? Есть пара преимуществ.

  • Во-первых, проще представить себе жирафа, корову и барсуков и то, чем они заняты. Создание мысленных образов - очень мощный способ запомнить практически что угодно.
  • Во-вторых, слова в наших предложениях связаны друг с другом, и поэтому их тоже проще удержать в памяти.

Ну же, попробуйте! Посмотрите, сколько времени уйдет у вас на запоминание предложения и сколько - на все знаки. Этот метод особенно прост, когда вы выучили все или некоторые элементы списка, но не можете зафиксировать их порядок.

Запомните : нужно составить собственную, удобную для вас фразу (или группу фраз). Подойдут любые предложения и словосочетания, которые могут вам помочь. Например, вот еще два примера, которые я придумал за несколько секунд: A Tall Girl Called Lovely Vera Loved to Sip Sodas from Cans And Plates. Any Tiny Gerbil Could Love Venus. Long Silly Snakes Could All Pray, или «Огромный Телевизор Будет Работать. Люди Давят Вишневый Сок. Саша Купил Вареных Раков», (Ведь насколько просто представить запоминающиеся глупые картинки!)

Вы заметите, что подобные мнемонические приемы позволяют с легкостью вспоминать специальную информацию, которую нужно долго удерживать в голове, чтобы использовать ее как на уроках, так и в . Они особенно полезны, когда необходимо выучить химические классификации, музыкальный рисунок или анатомические термины. Но как бы ни были эффективны мнемонические приемы, не пытайтесь использовать их для всего, что хотите запомнить.

Почему? Создание этих техник требует больше времени, чем может быть у человека. И проблемы порой возникают с запоминанием не самого материала, а придуманных вспомогательных фраз! Слишком большое их количество может затруднить процесс заучивания и помешать вспомнить все в нужный момент.

Сложные мнемонические коды не особо полезны - их бывает нелегко удерживать в памяти. Когда решаете использовать мнемотехнику, нужно сохранять ее простоту, чтобы обеспечить быстрое восстановление материала, на которое вы и рассчитывали при заучивании.

Многие люди жалуются, что голова у них как решето, что все прочитанное сразу же утекает наружу и они не могут ничего запомнить. Надеюсь, теперь вы понимаете, что это решаемая проблема. Не обязательно быть гением, чтобы иметь хорошую память, но вы должны быть готовы работать над приобретением навыков, отвечающих за эффективное запоминание. Оттачивая эти навыки, вы улучшите результаты чтения, поднимая уровень запоминания.

Большинству из нас обладатели отличной памяти кажутся некими фокусниками, невесть как быстро запоминающими нужную информацию.

Многие люди изучают один язык десятилетиями и так и не могут пробиться выше среднего уровня. Другие в то же время с легкостью овладевают полезной лексикой - но, черт возьми, как они это делают?

Исследованием этого вопроса недавно заинтересовался Мартин Дресслер, профессор нейробиологии института Макса Планка. И знаете что? Оказалось, что действительно существует простейшая схема, благодаря которой обладателем прекрасной памяти может стать буквально каждый.

Исследование гениев

Мартин Дресслер исходил из того, что чемпионы-мнемотехники отличаются от обычных людей особым складом ума. Проведя тестовую группу, набранную из таких мнемонов, Мартин с удивлением осознал, что почти все они для запоминания информации пользуются одной и той же техникой, с небольшими различиями.

Мозговая активность

Проведенное МРТ показало и схожесть строения мозга между гениальными «запоминателями» и обычными людьми. Отличительные факторы наблюдались лишь в самой мозговой деятельности, а не в реальной структуре мозга.

Дресслер задался целью понять, может ли особенная мозговая деятельность привести к серьезным когнитивным изменениям индивида и пришел к довольно неожиданным результатам.

Локус

Локус. Иначе эта же техника называется дворцом памяти. Общая идея заключается в том, что вы представляете действительно хорошо известное помещение (это может быть ваша квартира, это может быть одна комната или даже путь домой из вашего офиса - любое знакомое пространство). Затем вы просто стараетесь провести ассоциативный ряд «ориентир - то, что нужно запомнить».

Научное обоснование

Эта знаменитая стратегия использовалась еще сотни лет назад. Ученые полагают, что успех ее может быть связан с самой эволюцией человека. Ведь мы развивали наш мозг так, чтобы помнить места для охоты, места, в которых безопасно, и территории, куда заходить не следует. Привязывая, к примеру, слова иностранного языка к физическим свойствам местности, вы тем самым будто пробуждаете заложенные в разуме изначально способности.

Проверка практикой

Группа профессора Мартина Дресслера работала по системе локуса шесть недель. Люди тратили на тренировку всего тридцать минут в день и в конце, при экзаменовке, результаты оказались такими же высокими, как и у признанных чемпионов мнемоники.

МРТ-анализ мозга также показал, что умственная деятельность новичков стала значительно отличаться - мозг принялся задействовать другую часть для запоминаний.

Что это значит для вас

Эксперимент нейробиологов показал, что большинство из современных существующих систем обучения изначально строятся на неправильных предпосылках. Вот, почему люди учат несчастный английский язык десятилетиями и никак не могут продвинуться.

Вам действительно стоит попробовать описанную выше технику локуса - результат же будет заметен уже после первых двух недель тренировок.

Вопрос в заголовке статьи звучит весьма провокационно хотя бы для того, чтобы лишний раз предупредить: если вас кто-то хочет научить тому, как запомнить информацию легко и быстро, то к таким советам нужно отнестись с осторожностью.

Задайте себе вопрос: почему мы забываем? При одинаково равных условиях (место, возраст, уровень развития и обучения и т.д.) одни люди запоминают информацию быстро, буквально схватывая ее на лету, а у других в одно ухо влетает, а в другое вылетает?

Наверное, вам знакома ситуация, когда вашему однокласснику достаточно просто поприсутствовать на уроке, чтобы на следующий день пересказать услышанное своими словами. Когда вам, прилежному ученику, приходится чуть ли не зубрить учебник, заучивать целые фразы и предложения, отдельные куски текста, чтобы выглядеть достойно, если вдруг вызовут отвечать. Среди моих одноклассников такие шустрые были, чего не скажешь обо мне и большинстве других учеников.

Рецепт на то время был прост: приходилось завидовать белой завистью и мириться с таким положением вещей. Мириться и учить, учить и учиться пересказывать. Не знали мы раньше о различных способах и методах, которые помогают запоминать любую информацию и тренировать свою память.

Казалось бы сегодня есть все возможные способы, методики и тренинги, но все так же огромное количество людей задаются вопросом, что делать с плохой памятью, и как ее тренировать?

Прежде всего нужно осознать, что память у нас у всех разная. Наша память очень избирательна: кто-то с легкостью запоминает номера сотовых телефонов, а имя человека из нескольких букв забывает сразу. Другие с удовольствием используют свою зрительную память, которая никогда их не подводит, а таблицу умножения запоминают со скрипом. Почему так происходит? В чем причина? Назову пять причин плохой памяти, чтобы лучше понимать, как запомнить все, что угодно:

1. Отсутствие интереса

Самая распространенная причина. С большим трудом запоминается все, что не интересно и не вызывает желания развивать себя в данной сфере. Чтобы запомнить хоть что-то, требуются большие затраты сил и времени. Если вы не любитель поэзии, то и учить стихи наизусть будет для вас сродни подвигу.

2. Неумение сконцентрироваться, невнимание и неумение управлять своим вниманием

В наше время чрезмерного обилия информации мы просматриваем огромные объемы информации, привыкая поверхностно впитывать информацию, не углубляясь в суть содержания. Привычка делать одновременно несколько дел, на самом деле только усугубляет положение вещей.

3. Неумение запоминать информацию и использовать свою память для этого

Знаете ли вы, что память работает по своим законам? Умение запоминать информацию не дар свыше, а навык, который можно тренировать. Есть интересные методики, которые способствуют запоминанию.

4. Недостаток кислорода, недостаток витаминов и неправильное питание

Уверена, что вы знаете об этом: если мозгу не хватает кислорода и питательных веществ, работать эффективно он не сможет. Выход есть: едим здоровую пищу, занимаемся спортом и гуляем на свежем воздухе.

5. Плохое самочувствие и депрессия

Запомнить в таком состоянии вряд ли удастся. Выздоравливаем и возвращаем себя к активной жизни. Такие периоды бывают у каждого, надо уметь их переживать.

Ну а теперь перейдем, собственно, к тому, что может помочь запомнить информацию. То есть рассмотрим несколько способов, которые являются наиболее эффективными для большинства людей. Хотя, повторю еще раз, что мы настолько индивидуальны, что придется постараться, чтобы подобрать для себя именно ту систему запоминания, которая будет будет эффективной для вас.

Важно понять, что процесс запоминания бывает произвольным и непроизвольным. Наверное, мы все хотим, чтобы большие объемы информации запоминались нами произвольно. Но так везет далеко не всем. Работа памяти — довольно сложный процесс, зависящий от физических данных конкретного человека и химических реакций. Так далеко мы заходить не будем, лучше начнем с тех приемов, которые смогут помочь большинству людей.

Осмысление и понимание материала

Возможно, что для кого-то это будет единственно необходимой вещью: прочитать и понять то, что прочитал. Если включить логику, и выстроить несколько ассоциативных цепочек, то будьте уверены, что такая информация намного дольше останется в памяти, нежели вызубренное запоминание. Важно: понять и осмыслить то, что надо запомнить.

Конспектируйте

Самый главный секрет многих людей. Для того, чтобы запомнить то, что слышишь или видишь, нужно приучить себя записывать. Пишите, пишите и еще раз пишите. Все то, что вы законспектируете на бумаге, запомнится в несколько раз быстрее. Да и записи можно в любое время быстро просмотреть и освежить в памяти.

Перескажите

Самый универсальный секрет. Помните, как в школе мы пересказывали заученный урок маме, сестре или подруге. А если начинало получаться, то желание пересказать кому-то было огромным. Результат был налицо — на уроке домашнее задание отскакивало от зубов. Хорошо бы сюда добавить немного логики и осмысленности — цены бы не было такому способу.

Спам

Научите разделять спам и полезную информацию. В наше время обилия информационного материала приводит к тому, что мы засоряем свой мозг совершенно ненужной информацией, забывая при этом чистить свою память и удалять лишнее. Все знать невозможно, но многое можно узнать, а важное нужно запомнить. Кстати, в статье прочтите несколько советов на эту тему.

Метод массированного запоминания

Работают одновременно четыре типа памяти: зрительная, речевая, слуховая и механическая. Нужную для запоминания информацию одновременно слушаем, проговариваем вслух, и систематизированно записываем, выделяя подчеркиванием перечни, нумеруя списки, разбиваем на абзацы. Очень интересный метод, попробуйте обязательно — вдруг вам понравится?

Визуализируйте

Этот способ отлично подойдет для тех людей, которые обладают богатым воображением. Если нужно выучить стихотворение, нужно всего лишь каждую строку, словосочетание мысленно представить тем, чем для вас они являются. Можно добавить жесты, подключить интонацию, вообщем, используйте все, что поможет визуализации.

Ходите

Ходьба во время заучивания текста способствует кровотоку и обогащению мозга кислородом. А также спасет от клевания носом в тетрадку или учебник. Лучше всего такой способ применять наедине с собой: уединитесь специально для того, чтобы выучить определенный объем информации, и в это время постарайтесь максимально использовать различные шумные приемы не сидя за рабочим столом или на диване, а в рабочей, так сказать, позиции. Фокусируйте свое внимание на том, что нужно выучить.

Выделяем структуру

Если не любите конспектировать, то этот способ для вас. Прочитайте, поймите о чем идет речь, и запишите то, что поняли несколькими тезисами. Составьте схему текста. Выделите главное, и эти тезисы станут для вас маячками в процессе пересказа.

Рисуйте

Понятно, что этот метод не для всех, но для кого-то он окажется идеальным. В некоторых видах информации, маячками могут служить ваши рисунки. Получается рисовать — рисуйте на здоровье! Создавайте свои пиктограммы, понятные только вам. Но в нужный момент такие шпаргалки восстановят общую картину, и справится с пересказом текста будет значительно легче.

Повторяйте

Правильное повторение позволит вам запомнить информацию намного дольше. Первый раз повторите сразу после изучения, второй раз через полчаса, третий раз через день, четвертый раз — через неделю.

Рифмуйте

Если вам нужно выучить цифры и числа, попробуйте их зарифмовать. Сделайте процесс запоминания интересным. Например, вам нужно запомнить 6 цифр: 358593, придумайте рифму, которая подходит к слову три.

Три пять восемь пять девять три

Никому и никогда, ничего не говори.

Можно вложить в такие рифмы более глубокий смысл))

Заучиваем предложениями

Возможно, что такой способ покажется кому-то древним, но он до сих пор является работающим. На сколько процентов, вы определите для себя сами. Итак, сначала нужно прочитать весь текст, разбить на небольшие куски, помните, что А затем начинаем учить каждое предложение: сначала учим наизусть первое, затем второе, и повторяем первое и второе предложение вместе, далее учим третье предложение, и проговариваем первое, второе и третье предложение, и так далее. То же самое проделываем и с абзацами, когда все предложения в них будут выучены. Собирая, таки образом блоки текста, мы выучиваем весь текст. Такой метод подойдет для заучивания тех текстов, которые не удается выучить никаким другим способом.

mob_info